fbpx
Изменения в таможенном законодательстве. Новые возможности и проблемы на современном этапе

Очередной Круглый стол АТБ проведен 26 февраля в городе Самарканде.

Традиционно, в работе круглого стола принимали участие таможенные брокеры, участники ВЭД, представители Государственного таможенного комитета, Управления ГТК по Самаркандской области, Агентства по техническому регулированию, Министерства инвестиций и внешней торговли, Таможенного института.

(видео круглого стола)
(материалы семинарной части Круглого стола)

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель начальника Самаркандского таможенного управления — Жасурбек Файзуллаев, который отметил, что за последние четыре года в таможенной сфере произошли значимые реформы, было принято свыше 140 нормативных актов, в частности 23 закона, 40 постановлений Президента, 105 решений правительства. Внедрена Система управления рисками, которая поощряет предпринимателей за их стремление быть законопослушными. Если раньше все товары предпринимателей проходили через полный таможенный досмотр, то сейчас 84 % экспортных и 74 % импортных товаров оформляются в упрощенном порядке. А это экономия времени практически в три раза и значительное снижение финансовых затрат. Сам процесс стал автоматизирован по многим направлениям ВЭД, важную роль при этом, в развитии экономики страны несут изменения, вносимые в Таможенный кодекс Республики Узбекистан.

С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Ассоциации таможенных брокеров Республики Узбекистан – Арсен Айрапетьянц, который в своем обращении подчеркнул значимость проведения Круглых столов  совместно с представителями Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и других государственных органов, предпринимателями — участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно специалистами по таможенному оформлению и таможенными брокерами. Особенно важна для Ассоциации поддержка Государственного таможенного комитета в проведении таких мероприятий.

После приветственной речи, обращенной ко всем участникам конференции, Халилов Энвер Фарихович, заместитель председателя Ассоциации, перешел непосредственно к докладу, посвященному новым изменениям, произошедшим в таможенном законодательстве Узбекистана.

В презентационном материале были представлены документы:

  • Закон Республики Узбекистан “О внесении дополнений и изменений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан” №748 от 01.02.2022 г. (дата вступления в силу 03.05.2022 г.),
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 683 от 16.11.2021 г. “О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан (указы Президента Республики Узбекистан от 02.06. 2021 г. №УП-6240 «О кардинальном совершенствовании государственного управления в области технического регулирования» и от 09.06.2021 г. №УП-6244 «О дополнительных мерах по повышению промышленного потенциала регионов”,
  •  Закон Республики Узбекистан № 720 от 04.10.2021 г., в котором вносятся изменения в некоторые статьи Кодекса Республики Узбекистан Об административной ответственности,
  • Закон Республики Узбекистан № 722 от 14.10.2021 г. “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан”, в котором вносятся изменения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, в частности, были рассмотрены подробны изменения статьи 329 Таможенного кодекса Республики Узбекистан касающиеся права рассрочки уплаты таможенных платежей участникам внешнеэкономической деятельности занимающихся импортом товаров более 3-х лет при этом исправно выполнявшим обязательства по таможенным платежам,
  • Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-137 от 21.02.2022 г. “О дополнительных мерах по стимулированию развития внутреннего рынка автотранспортных средств”,

и другие.

Далее, Исомурадов Жамшид, начальник отдела методологии и автоматизации таможенной стоимости Главного управления доходов и таможенной статистики ГТК Республики Узбекистан, представил Порядок принятия предварительного решения об определении размера таможенных платежей, подлежащих уплате по товарам, ввозимым в Республику Узбекистан (МЮ № 3343 от 27.12.2021 г.).

Исомурадов Ж. в конструктивном диалоге с предпринимателями рассказал о принятом таможенными органами республики Положения о порядке принятия предварительного решения о размере таможенных платежей, подлежащих уплате, на ввозимые в страну товары в соответствии с Указом Президента № УП-6310 от 10.09.2021 г. “Об упрощении таможенных процедур и дальнейшем совершенствовании организационной структуры органов государственной таможенной службы”. Принятым Положением предусмотрены порядки:

— обращения заинтересованного лица для получения предварительного решения. Для его получения лицо вправе подать заявление в таможенный орган в письменном виде или отправить его в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг либо официальный веб-сайт ГТК;

— рассмотрения заявления о получении предварительного решения и отказа в его рассмотрении. Все поступившие заявления регистрируются в Единой автоматизированной информационной системе ГТК и рассматриваются в течении 10 дней со дня их регистрации. Положением установлены обстоятельства, при которых заявления не рассматриваются;

— принятия и основания для отказа в принятии предварительного решения. Предварительное решение принимается руководителем (заместителем) таможенного органа путем подтверждения электронной цифровой подписью в Единой автоматизированной информационной системе ГТК. После принятия предварительного решения на номер телефона заинтересованного лица отправляется SMS-уведомление о том, что предварительное решение принято и необходимо уплатить таможенный сбор;

— внесения изменений в предварительное решения и его отмены. В случае обнаружения таможенными органами ошибок в предварительном решении, влияющих на таможенную стоимость и (или) размер таможенных платежей, а также по запросу заинтересованного лица или в связи с изменением законодательства, предварительное решение может быть изменено.

Исомурадов Ж. подчеркнул, что получение предварительного решения для заинтересованного лица является добровольным. При этом таможенный орган не вправе требовать от лица, заинтересованного в осуществлении таможенного оформления, представления предварительного решения, а также отказать в проведении таможенного оформления на том основании, что предварительное решение отсутствует. Однако, для таможенных органов, предварительное решение считается обязательным. Предварительное решение действует в течение 90 календарных дней со дня его принятия.

С докладом “Новшества, связанные с условным выпуском товара при невозможности определения его таможенной стоимости декларантом или таможенным брокером (ПКМ РУз № 712 от 24.11.2021г.)” выступила Пулатова Оксана — сотрудник отдела методологии и автоматизации таможенной стоимости Главного управления доходов и таможенной статистики ГТК Республики Узбекистан.

Представитель Государственного таможенного комитета напомнила участникам, что согласно статье 321 Таможенного кодекса, условный выпуск товара при невозможности определения его таможенной стоимости осуществляется таможенным органом по заявлению декларанта или таможенного брокера. При этом таможенный орган определяет условную таможенную стоимость товара. Условный выпуск товара при невозможности определения его таможенной стоимости производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей декларантом или таможенным брокером исходя из размеров суммы таможенных платежей, исчисленных в соответствии с определенной таможенным органом таможенной стоимостью товара.

Пулатова О. в своем выступлении прокомментировала случаи, при которых существует возможность выпуска товаров по желанию декларанта или таможенного брокера путем установления условной таможенной стоимости. Также, Пулатова О. пояснила, каким образом осуществляются консультации таможенных органов по определению условной таможенной стоимости, акцентировав внимание на том, что консультации проводятся путем отправки сообщений через персональный кабинет участника ВЭД в электронном виде.

Представитель ГТК разъяснила, на какие именно моменты декларанту следует обратить внимание. Заявленная таможенная стоимость – это та стоимость, которая заявлена декларантом, являющаяся основанием для заполнения грузовой таможенной декларации. Это подразумевает, что при условной оценке в декларации будет указана заявленная таможенная стоимость, но обеспечение таможенных платежей будет осуществляться исходя из стоимости, определенной таможенным органом. Об этом будет указываться в графе 44 ГТД. И уже когда пройдет установленной срок (60 календарных дней) – представляется корректировка таможенной декларации при условии, что таможенный орган примет представленные документы. Если таможенный орган не согласен с информацией в этих документах, то корректировка оформляется на ту стоимость, которую определит таможенный орган, и сумма обеспечения, которая была внесена декларантом, будет перечисляться в государственный бюджет после заполнения формы корректировки ГТД.

Пулатова О. дала подробные пояснения, в каких случаях по желанию декларанта может осуществляться выпуск товаров путем установления условной таможенной стоимости. Во-первых, когда не определена окончательная цена товара по сделкам, заключенным на зарубежных торговых площадках товарно-сырьевых бирж. Во-вторых, если оплата, связанная с предусмотренными подпунктами «а» и «б» части 1 статьи 304 Таможенного Кодекса расходами, фактически не произведена или условием оплаты установлено, что она должна быть произведена после прибытия груза, при выявлении в процессе таможенного оформления риска. В-третьих, когда договор заключен между взаимозависимыми лицами. В-четвертых, при выявлении риска по заявленной таможенной стоимости, когда валютные средства фактически не уплачены или оплата производится по импорту товаров. В-пятых, при непредставлении декларантом обоснования заявленной таможенной стоимости в случаях, предусмотренных пунктом 11 Положения, при консультациях с таможней.

Каримов Хусан, сотрудник Центральной таможенной лаборатории Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, представил доклады на темы:

Новые изменения в Гармонизированной системе 2022 (HS),

Характерные ошибки, допускаемые при определении кодов товаров по Товарной Номенклатуре ВЭД с практическими примерами,

Предварительное решение и система самостоятельной классификации.

В своем презентационном материале Каримов Х. предоставил участникам конференции сведения о новых изменениях в Гармонизированной системе (HS) внешнеэкономической деятельности включающих 351 поправку.

Во второй части своего презентационного материала Каримов Х. затронул частые ошибки, допускаемы со стороны декларирующих лиц и специалистов по таможенному оформлению при классификации отдельных видов товаров и транспортных средств, приведя характерные примеры, в частности:

— бензовозы (автоцистерна) на основе грузовых автомобильных тягачей марки КАМАЗ и МАЗ. Зачастую заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8705 90 8007, в то время как корректным кодом будет считаться – 8704 23 9905;

— карьерный автомобильный самосвал марки “KOMATSU 830E-1AC”. Декларирующим лицом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8704 10 1020, в то время как корректным кодом будет считаться – 8704 10 9000;

— трицикл (трехколесный мотоцикл) марки “IN CKD 200CC”. Декларирующим лицом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8711 20 9800, в то время как корректным кодом будет считаться – 8704 31 9100;

— автомобили-эвакуаторы марки “MAN T33P” и “SCANIA”. Декларирующим лицом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8705 90 8001, в то время как корректными будут считаться – 8704 22 9904 и 8704 23 9904 соответственно;

— влажные гигиенические салфетки. Декларирующим лицом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 3307 90 0008, в то время как корректным кодом является – 3401 19 0000;

— подъемная машина (Winch) модель “JK3*3” в разобранном виде. Декларантом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8428 90 9000, в то время как корректным кодом является – 8425 31 0000;

— кран-манипулятор/бур-ямокопатель, модель CDW5121JSQ, максимальной грузоподъемностью 5000 кг. Декларирующим лицом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8705 20 0000, в то время как корректным считается – 8704 22 9109;

— автоматическая машина тоннельного типа с девятью щетками и конвейером для мойки автомобилей. Декларирующим лицом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8424 89 0009, в то время как корректным считается – 8424 89 0001;

— лампа LED в разобранном виде. Декларирующим лицом классифицируется как “части ламп”, в то время как корректным кодом считается – 8539 50 0000;

— агрегат подъемный для ремонта и бурения скважин, самоходный, марки “АПР-80С”. Декларантом заявляется некорректный код ТН ВЭД – 8426 41 0001, в то время как корректным считается – 8705 20 0000;

— экстракт на растительной основе “Ганодерма” в капсулах и пакетиках. В ГТД заявляется код 1302 19 9000, в то время как корректный код – 2106 90 9809;

— принтер текстильный марки “REGGIANI RENOIR 180-16”. В ГТД заявляется код 8443 19 2009, в то время как корректный код – 8443 39 9001.

За весь период 2021 года Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан по сведениям Каримова Х. было проведено 6635 экспертиз по представленным декларирующими лицами кодами товаров. В процессе изучения, выявлено 2367 нарушений классификации товаров по ТН ВЭД, в следствии чего, с декларирующих товары лиц, дополнительно было взыскано денежных средств на общую сумму 11,5 миллионов долларов США. В этой связи, Каримов Х. разъяснил участникам конференции в чем заключается преимущество “предварительного решения” по классификации товаров. В частности, “предварительное решение” упрощает декларирование, а следовательно, и процесс выпуска товаров в свободное обращение после таможенного оформления, так как правильная классификация товаров определяется “предварительным решением” самого таможенного органа и является обязательной к исполнению для всех таможенных подразделений.

Преимущество “предварительного решения” со слов Каримова Х. заключается в том, что участники ВЭД могут сами заранее с величиной необходимых таможенных платежей, и спланировать свою деятельность с учетом этих сведений, что существенно облегчает таможенного декларирование товаров и транспортных средств, а также понижает вероятность допущения ошибок при квалификации товаров по Товарной номенклатуре ВЭД.

В ходе всего мероприятия проходили обсуждения, участники задавали вопросы, делились предложениями.

На многие вопросы были получены ответы от сотрудников Государственного таможенного комитета.

Подводя итоги и завершая мероприятие  Файзуллаев Жасурбек и Айрапетьянц Арсен поблагодарили всех организаторов и участников Круглого стола, а также отметили его  эффективность в качестве  инструмента широкого доведения информации о нововведениях и получения обратной связи о проблемах бизнеса и важность для выработки новых подходов в таможенном администрировании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *