Обзор основных изменений, внесенных в Таможенный кодекс

С 3 мая вступят в силу новые нормы – в Таможенный кодекс Республики Узбекистан (далее – Кодекс) внесены изменения Законом Республики Узбекистан, от 01.02.2022 г. № ЗРУ-748 «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН». Небольшой обзор основных (с точки зрения участников ВЭД и таможенных брокеров) изменений:

Оглавление

  1. Уполномоченный экономический оператор
  2. Условный выпуск
  3. Разрешения на помещение товаров под определенные таможенные режимы
  4. Переработка на таможенной территории
  5. Свободная таможенная зона
  6. Беспошлинная торговля
  7. Таможенный транзит. 5
  8. Перемещение физическими лицами товаров для некоммерческих целей. Почтовые и курьерские отправления
  9. Таможенный контроль
  10. Предоставление предварительной информации
  11. Оценка и управление рисками таможенными органами
  12. Перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем
  13. Начало и завершение таможенного оформления
  14. Способы декларирования
  15. Тарифные льготы и льготы по уплате сборов за таможенное оформление
  16. Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей
  17. Взыскание денежных средств в бесспорном порядке
  18. Признание задолженности по уплате таможенных платежей безнадежной
  19. Принятие предварительного решения по классификации товаров
  20. Обжалование решений таможенных органов и действий (бездействия) их должностных лиц

1.    Уполномоченный экономический оператор

Кодекс дополняется статьей 71 – «Уполномоченный экономический оператор» (УЭО).

2.    Условный выпуск

Значительные изменения в статье 22 «Условно выпущенные товары»:

— будет допускаться условный выпуск товаров, в отношении которых не представлены необходимые документы, в т.ч. такие как сертификат соответствия или санитарно-эпидемиологическое заключение (изменения в пункте «д» части второй и в части четвертой статьи 22);

— условно выпущенными также считаются товары: «ж) выпущенные до подачи грузовой таможенной декларации, а также помещенные в соответствующий таможенный режим с оформлением предварительной, временной, неполной или периодической грузовой таможенной декларации»;

— «Условно выпущенные товары, указанные в пункте «д» части второй настоящей статьи, запрещаются к использованию, передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или иного отчуждения другим способом, если для этих товаров требуется получение не представленного сертификата соответствия или санитарно-эпидемиологического заключения, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещаются к использованию (эксплуатации) в любой форме» (часть четвертая статьи 22). Иными словами, допускается отчуждение условно выпущенных товаров, указанных в пункте «д» части второй статьи 22, если сертификаты и иные разрешительные документы имеются.

Ограничен срок проверки соблюдения условий выпуска товаров, в отношении которых были предоставлены льготы: «В случае использования таких товаров в иных целях в течение трех лет с момента их условного выпуска, предоставленные таможенные льготы аннулируются с восстановлением обязательства по уплате таможенных платежей». (Ранее не было ограничения по времени).

3.    Разрешения на помещение товаров под определенные таможенные режимы

Исключены нормы, требующие разрешения на помещение товаров под таможенные режимы реэкспорта, временного вывоза, реимпорта, временного ввоза, уничтожения, отказа в пользу государства

Необходимо отметить, что сохранилось требование о наличии разрешения на помещение товаров под режимы переработки вне/на таможенной территории. В частности, для получения разрешения на переработку на таможенной территории уполномоченное лицо представляет в таможенный орган, в зоне деятельности которого находится товар, следующие документы:

  • заявление на выдачу разрешения;
  • технико-экономическое обоснование (расчеты), содержащее сведения о технологическом процессе переработки (за исключением юридических лиц с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 и более процентов принадлежит юридическому лицу с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более);
  • способ идентификации ввозимого товара для переработки на таможенной территории в продуктах его переработки, определенный уполномоченным лицом;
  • способ оценки нормы выхода продуктов переработки, определенный уполномоченным лицом, за исключением случая, когда операцией по переработке является ремонт;
  • копия контракта (договора, соглашения), на основании которого осуществляется переработка, или контрактов (договоров, соглашений) на ввоз товара для переработки и на вывоз продуктов переработки.

Срок рассмотрения заявления на выдачу разрешения на переработку вне таможенной территории или переработку на таможенной территории сокращен до десяти дней.

4.    Переработка на таможенной территории

Изменились условия и требования к использованию режима переработки на таможенной территории, в частности:

— конкретизировано, что товары не должны попадать под запреты и ограничения на применение таможенного режима переработки на таможенной территории;

— добавлено требование о предоставлении «обеспечения уплаты таможенных платежей за ввезенный товар в соответствии с главой 47 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством»;

— расширено описание способов идентификации,

— установлено, что «Способ идентификации ввозимого товара для переработки на таможенной территории в продуктах его переработки определяется уполномоченным лицом»;

— изложена в новой редакции статья 76:

— «Норма выхода продуктов переработки на таможенной территории определяется и утверждается уполномоченным лицом, если данные нормы не были утверждены в установленном порядке, а также устанавливается таможенным органом при выдаче разрешения на переработку товара на таможенной территории, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товара.

При установлении нормы выхода продуктов переработки таможенные органы основываются на представленных уполномоченным лицом документах, содержащих сведения о технологическом процессе переработки, и на конкретном технологическом процессе переработки.

При определении нормы выхода продуктов переработки уполномоченное лицо может основываться на выводах государственных органов и (или) уполномоченных органов.

Описание, количество, качество продуктов переработки определяются после установления нормы выхода продуктов переработки»;

5.    Свободная таможенная зона

С товаром, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны, в исключительных случаях (установленных законодательством) допускается совершение операций по розничной продаже;

6.    Беспошлинная торговля

Изменением части второй статьи 113 расширен круг иностранных лиц, которым реализуются иностранные товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли («иностранным лицам, временно находящимся на территории Республики Узбекистан»).

В то же время, следует отметить, что третья часть данной статьи осталась без изменений:

«Не разрешается реализация (приобретение) товаров в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, не пересекающим Государственную границу Республики Узбекистан, и иностранным лицам, не аккредитованным в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан»;

Добавлен новый вид магазина беспошлинной торговли (ст. 174 Кодекса):

«магазин беспошлинной торговли для иностранных лиц, временно находящихся на территории Республики Узбекистан, который предназначен для реализации в розницу за национальную валюту и (или) иностранную валюту иностранных товаров или товаров Республики Узбекистан, ввезенных на таможенную территорию. Порядок организации деятельности данного вида магазинов беспошлинной торговли устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан».

7.    Таможенный транзит

— Внесенные изменения:

  • позволят применять режим таможенного транзита при перемещении товаров между любыми таможенными органами отправления и назначения (не только находящимися на таможенной границе);
  • потребуют от декларанта представления в таможенный орган транзитной декларации и товаросопроводительных документов;

— Транзитная декларация определена как отдельный вид декларации;

8.    Перемещение физическими лицами товаров для некоммерческих целей. Почтовые и курьерские отправления.

— внесены изменения в нормы, предусматривающие порядок перемещения товаров физическими лицами для некоммерческих целей;

— увеличен порог, когда в качестве таможенной декларации рассматриваются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, и коммерческие документы – до тридцати базовых расчетных величин;

9.    Таможенный контроль

— «Живые животные и скоропортящиеся товары подлежат таможенному досмотру в первоочередном порядке» (ст. 195 Кодекса);

— «В качестве средств таможенной идентификации могут признаваться пломбы, печати или иные средства таможенной идентификации, наложенные отправителями товаров и перевозчиками, а также таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан» (ст. 197 Кодекса);

— Изменения коснулись и контроля после выпуска товаров:

  • «Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров, в том числе на основе методов таможенного аудита, если имеются достаточные и подтвержденные основания полагать о наличии нарушений таможенного законодательства»;
  • «Таможенный контроль после выпуска товаров и доначисление таможенных платежей может осуществляться в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем» (ранее было в течении одного года);

 

10.                    Предоставление предварительной информации

Вводится:

  • обязательное предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, в том числе пассажирах и их багаже, предполагаемом к ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, до их фактического прибытия.
  • ответственность уполномоченного лица за достоверность представляемой предварительной информации;

11.                   Оценка и управление рисками таможенными органами

«Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством», но уже не является конфиденциальной информацией;

12.                   Перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем

«В случае нарушения перевозчиком сроков доставки товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых под таможенным контролем, таможенным органом в пункте назначения с перевозчика взимается сбор в размере, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;

Документом контроля доставки товара теперь будет выступать транзитная декларация;

13.                    Начало и завершение таможенного оформления

Сокращается срок таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств с трех дней до одного рабочего дня со дня принятия таможенной декларации и представления всех необходимых документов и сведений.

14.                    Способы декларирования

Декларирование с использованием товаросопроводительных документов можно будет осуществлять при перемещении товаров для коммерческих целей, стоимостью до тридцати базовых расчетных величин, а также при экспорте товаров через онлайновые магазины во всемирной информационной сети Интернет —  стоимостью в эквиваленте до пяти тысяч долларов США по официальному обменному курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на день их декларирования;

15.                   Тарифные льготы и льготы по уплате сборов за таможенное оформление

— Внесены изменения в пункты 6,8 и 13 статьи 297 Кодекса, а именно, тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются в том числе в отношении:

«6) товаров, ввозимых в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия (грантов), по линии государств, правительств, международных организаций, а также иных организаций и лиц, в случаях, предусмотренных решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан»;

«8) товаров, приобретаемых юридическими лицами в рамках проектов, реализуемых в Республике Узбекистан полностью или частично за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, по международным договорам Республики Узбекистан»;

«13) технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по утвержденному перечню»;

Исключен пункт 3 статьи 299 (Освобождаются от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление: … «3) товары, помещаемые под таможенные режимы временного хранения и отказа в пользу государства;»); Необходимо отметить, что режимы временного хранения и отказа в пользу государства предусматривают освобождение от уплаты таможенных платежей (а , следовательно, и от уплаты таможенных сборов тоже).

16.                   Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей

— Изменение части четвертой и пятой статьи 329 Кодекса:

«Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать шестидесяти календарных дней и быть менее четырнадцати календарных дней со дня принятия таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой и одиннадцатой настоящей статьи.

Отсрочка или рассрочка сроком на сто двадцать календарных дней со дня принятия таможенной декларации предоставляется:

по уплате таможенных платежей предприятиям — производителям в отношении ввозимых на таможенную территорию товаров, используемых для производства продукции;

по уплате таможенной пошлины — микрофирмам и малым предприятиям сферы материального производства и услуг, фермерским хозяйствам, а также дехканским хозяйствам с образованием юридического лица в отношении ввозимых для собственных нужд товаров»;

Проценты не начисляются и не уплачиваются — было для всех, стало – для УЭО:

Проценты не начисляются и не уплачиваются при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей уполномоченным экономическим операторам и в случаях, предусмотренных в частях пятой (см выше) и одиннадцатой статьи 329 настоящего Кодекса, а также при оплате полной суммы таможенных платежей в первые четырнадцать календарных дней со дня предоставленной отсрочки или рассрочки» (часть третья статьи 332);

17.                    Взыскание денежных средств в бесспорном порядке

Добавлен еще один случай (часть вторая ст. 351 Кодекса), когда

«Инкассовое поручение о перечислении суммы задолженности по уплате таможенных платежей выставляется таможенным органом не позднее пяти рабочих дней в случае неуплаты:

«начисленных таможенных платежей по товарам, утраченным либо использованным или переданным с нарушением требований условий нахождения товаров под таможенным контролем»;

18.                  Признание задолженности по уплате таможенных платежей безнадежной

Новая норма. Добавлена отдельная статья 3521 :

«По решению таможенных органов задолженность по уплате таможенных платежей признается безнадежной в следующих случаях:

1) ликвидации юридического лица — в части его задолженности по уплате таможенных платежей, не погашенной по причине недостаточности имущества юридического лица и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) этого юридического лица в пределах и порядке, установленных законодательством;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя — в части задолженности по уплате таможенных платежей, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления физического лица умершим — в части его задолженности по уплате таможенных платежей, не погашенной по причине недостаточности его имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность государства;

4) снятия с учета в налоговом органе иностранного юридического лица — в части его задолженности по уплате таможенных платежей, не погашенной по причине недостаточности имущества постоянного учреждения и невозможности ее погашения со стороны юридического лица — нерезидента Республики Узбекистан в пределах и порядке, установленных законодательством. Указанная задолженность, признанная безнадежной к взысканию, подлежит восстановлению при повторной постановке на учет этого иностранного юридического лица в налоговом органе»;

19.                   Принятие предварительного решения по классификации товаров

Таможенные органы могут принять предварительное решение относительно классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан несмотря на то, что товары могут быть уже представлены в таможенный орган. В части первой статьи 370 исключены слова «до представления товаров в таможенный орган».

20.                   Обжалование решений таможенных органов и действий (бездействия) их должностных лиц

Добавлен целый раздел XI1 , содержащий нормы, предусматривающие право на обжалование, а также порядок подачи, рассмотрения и вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *