Получен ответ касательно применения тарифных преференций при предоставлении сертификатов общей формы

По запросу Ассоциации таможенных брокеров получен ответ от Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан касательно применения режима наибольшего благоприятствования при предоставлении сертификатов общей формы на импортируемые из стран СНГ товары.

Ниже приведены цитаты из  запроса АТБ и ответа МВЭСИТ.

Письмо (запрос АТБ) № АО-01/001 от 11.01.2017 года (цитата):

«В ходе своей деятельности по декларированию товаров члены нашей Ассоциации в последнее время сталкиваются с новой практикой  предоставления  сертификата о происхождения товаров общей формы (не СТ-1) при ввозе товаров  из стран СНГ.

При изучении порядка выдачи сертификатов о происхождении товаров в странах СНГ выяснилось следующее:

В Российской Федерации действует Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденное постановлением Правления ТПП РФ от 23 декабря 2015 года № 172-14.

Согласно разделу 1 данного Положения Сертификаты о происхождении товара общей формы выдаются на товары, экспортируемые во все страны, если не требуется оформление иных форм сертификатов.

Согласно пункта 3.1 Положения Сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 выдаются на товары, вывозимые из Российской Федерации в государства — участники Содружества Независимых Государств, Грузию, Абхазию и Южную Осетию.

При этом оговорено, что при вывозе из Российской Федерации в страны СНГ товаров российского происхождения, которые не отвечают критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров от 20.11.2009 г., возможна выдача сертификатов происхождения общей формы на русском языке. Кроме того, выдача сертификатов общей формы также возможна при экспорте товаров иностранного происхождения (не стран СНГ) в случае, если это предусмотрено законодательством страны ввоза.

Таким образом, предоставления сертификата общей формы при экспорте товаров из России возможно в следующих  случаях:

— если товары экспортируются во все страны, кроме СНГ, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Республику Сербию и Черногорию;

— при вывозе из Российской Федерации в страны СНГ товаров российского происхождения, которые не отвечают критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров от 20.11.2009;

— если не выполняются требования, предусмотренные разделом 5 Правил определения страны происхождения товаров от 20.11.2009;

при экспорте товаров иностранного происхождения (не стран СНГ).

Законодательство других стран СНГ аналогично российскому.

В связи с изложенным, просим разъяснить будет ли применяться режим наибольшего благоприятствования  (взимание однократной ставки таможенной пошлины) при импорте в Республику Узбекистан товаров, указанных в сертификате происхождения общей формы, выданном в стране-участнице договора о зоне свободной торговли,  в случаях:

  1. Если товар происходит из страны, входящей в договор о зоне свободной торговле, отправляется с территории страны, входящей в договор о зоне свободной торговле, и экспортируется нерезидентом стран, входящих в договор о зоне свободной торговле.
  2. Если товар происходит из страны, входящей в договор о зоне свободной торговле, отправляется с территории страны, входящей в договор о зоне свободной торговле, и экспортируется резидентом страны, входящей в договор о зоне свободной торговле,
  3. Если товар происходит из стран Евросоюза и отправляется с территории страны, входящей в договор о зоне свободной торговле,
  4. Если товар происходит из других стран (не являющихся участницами договора о зоне свободной торговли или Евросоюза), которым Республика Узбекистан предоставляет режим наибольшего благоприятствования, и отправляется с территории страны, входящей в договор о зоне свободной торговле.

Если для применения режима наибольшего благоприятствования в вышеописанных случаях должны быть применены иные формы сертификатов происхождения товаров, просим Вас проинформировать об этом в ответе на наше обращение».

Письмо (ответ МВЭСИТ) № ШТ-в-01/15-474 от 26.01.2017 года (цитата):

«Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, рассмотрев обращение, поступившее через Единый портал интерактивных государственных услуг от 11 января 2017г. №981983 и поступившее через виртуальную приемную министра Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан от 13 января 2017г. №20, касательно применения режима наибольшего благоприятствования при предоставлении сертификатов общей формы на импортируемые из стран СНГ товары, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 43 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» официальное толкование подзаконных актов дают органы, их принявшие.

Согласно п.З ст.2 Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011г. между его Сторонами и Республикой Узбекистан, в торговле между Сторонами Договора и Республикой Узбекистан применяются Правила определения страны происхождения товаров от 24.09.1993г., утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года (далее — Правила).

Следует отметить, что согласно пунктам 9, 10, 11 Правил, товар считается происходящим из таможенной территории государства — участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, если он соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения, экспортируется резидентом одного из государств — участников данного Соглашения и ввозится резидентом государства — участника данного Соглашения с таможенной территории, другого государства — участника данного Соглашения. В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства — участника Соглашения о создании зоны свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам государства
ввоза декларации — сертификата о происхождении товара (форма СТ-1), выданной уполномоченным органом страны происхождения — участницы Соглашения о создании зоны свободной торговли. При экспорте товаров из государств — участников СНГ сертификат о происхождении выдается уполномоченным в соответствии с национальным законодательством органом страны происхождения товара.

Необходимо отметить, что согласно статьи 300 Таможенного Кодекса Республики Узбекистан, на товары, происходящие из государств, с которыми Республика Узбекистан заключила международный договор о создании зоны свободной торговли, таможенные пошлины не применяются, если товар экспортируется резидентом одного из государств — участников международного договора о создании зоны свободной торговли и ввозится резидентом государства — участника данного договора с таможенной территории другого государства — участника договора. При этом под резидентом понимается организация, созданная на территории этого государства, либо физическое лицо, постоянно проживающее на территории этого государства. В иных случаях применяется ставка таможенной пошлины в соответствии с таможенным тарифом.

Следует отметить, что сертификат о происхождении товара формы «СТ-1», упомянутый в Вашем обращении, применяется во взаимной торговле между сторонами Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, а также между государствами — участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994г.

Исходя из вышеизложенного, на товары, ввозимые на территорию Республики Узбекистан из стран СНГ таможенные пошлины не применяются при представлении сертификата о происхождении товара формы СТ-1 и экспортируется резидентом одного из государств — участников данного Соглашения и ввозятся резидентом государства — участника данного Соглашения с таможенной территории, другого государства — участника данного Соглашения. При этом, при предоставлении сертификатов о происхождении товаров иных форм, тарифные преференции применяются в размерах, установленных законодательством.

Согласно статье 8 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Европейскими сообществами и их государствами-членами от 21 июня 1996 г. стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех областях в отношении таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, включая метод взимания таких пошлин и сборов. Также статьей 92 определено, что для целей настоящего Соглашения термин «Стороны” означает Республику Узбекистан, с одной стороны, и Сообщество, или его Государства-члены, или Сообщество и его Государства-члены, согласно их соответствующим полномочиям, с другой стороны.

Вместе с тем, согласно ст.358 Таможенного Кодекса Республики Узбекистан, страной происхождения товара может считаться группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Республики Узбекистан установлено, что если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены таможенным законодательством, то применяются правила международного договора.

Исходя из вышеизложенного, в случае указания в сертификате происхождения товаров страной происхождения «Европейское Сообщество» или страны его члены, то в отношении указанных товаров должен предоставляться режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Европейскими сообществами и их государствами-членами от 21 июня 1996 г.

Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным руководствоваться действующим законодательством Республики Узбекистан».

Скан-копии документов размещены на странице http://atb.uz/poleznaya-infa/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *