fbpx
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: НОВАЦИИ НОВОГО ГОДА

Весьма интересно взглянуть на прошедший в декабре круглый стол и некоторые публикации АТБ глазами спецкора финансово-экономической газеты «Налоговые и таможенные вести» Гульноры Абдуназаровой. Ниже приведена статья из №2 газеты НТВ от 14 января 2020 г.

Подводя итоги ушедшего года, Ассоциация таможенных брокеров провела семинар, посвященный обзору законодательных нововведений. Его цель обратить внимание специалистов на нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы не допустить ошибку при осуществлении экспортно-импортных операций и таможенном оформлении товаров.

В мероприятии участвовали руководители фирм — таможенных брокеров (членов АТБ), представители ГТК, других организаций — партнеров АТБ, специалисты по таможенному оформлению, налоговые консультанты и юристы.

 

Об изменениях и нововведениях, касающихся таможенной сферы и внешнеэкономической деятельности, рассказал в своем выступлении заместитель председателя АТБ Энвер Халилов.

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ГТД

 

В Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации внесены поправки (рег. МЮ N 2773-4 от 29.11.2019 г.). Они вступили в силу с 1 января 2020 года.

Изменения коснулись ряда граф.

В графе 2 «Экспортер/грузоотправитель» теперь, кроме сведений об отправителе, необходимо указывать и данные об экспортере товаров, если экспортер и грузоотправитель — разные лица. Аналогичные дополнения внесены и в графу 8 «Импортер/грузополучатель», где также придется указывать сведения о получателе и импортере, если это не одно лицо.

В тех случаях, когда от имени отправителя выступает его структурное подразделение, помимо ИНН грузоотправителя, указывается ИНН подразделения. А при декларировании товаров, перемещаемых лицами, не имеющими ИНН, указывается код «999999999».

Кроме того, в нижней части графы 9 также указывается ИНН лица, ответственного за финансовое урегулирование.

ИНН лица, которое произвело (изготовило, вырастило) декларируемый товар, теперь нужно указывать и в графе 31 «Грузовые места и описание товара». «Маркировка и количество — номера контейнеров — описание товара». Если изготовитель данного товара неизвестен или товар произведен (изготовлен, выращен) несколькими лицами, то указываются ИНН и код территории отправителя.

 

 

К СВЕДЕНИЮ. Во всех графах, где отражается ИНН, дополнительно указывается код района (города) в соответствии с Классификатором районов и городов Республики Узбекистан (прил. N 15 Инструкции) по юридическому адресу (постоянному месту жительства физического лица).

 

 

По мнению участников семинара, после революционного упрощения в оформлении ГТД изменения и дополнения, внесенные в упомянутые графы, — это шаг назад. Чувствуется ведомственный интерес Госкомстата, который, скорее всего, и инициировал их для облегчения подготовки и формирования статотчетов.

Э. Халилов обратил особое внимание на оформление графы 31. В подпункт 26 пункта 25 главы 5 Инструкции внесены дополнительные требования. Теперь нужно указывать коды в зависимости от цели ввоза товаров в рамках инвестиционных проектов.

Кроме этого, необходим 3-значный код технологического оборудования в соответствии с Классификатором основных сфер (прил. N 16 Инструкции) по соответствующим товарным позициям ТН ВЭД. Если сфера ввозимого товара не указана в Классификаторе, то указывается «000».

Также следует указывать год изготовления технологического оборудования и его технические параметры.

 

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ ПО-НОВОМУ

 

В связи с совершенствованием таможенного администрирования 2 февраля текущего года вступят в силу изменения и дополнения, внесенные в Кодекс об административной ответственности (ЗРУ-577 от 31.10.2019 г.).

Отметим, что существенная часть нововведений касается штрафных санкций. Рассмотрим некоторые из внесенных изменений и дополнений.

  • Часть 1 статьи 227-9  «Изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств таможенной идентификации» дополнена санкциями за незаконное вскрытие багажа транспортных средств, загруженных товаров, находящихся под таможенным контролем. Повышен размер штрафа: для граждан он составляет от 10 до 20 БРВ (ранее — от 3 до 7), а для должностных лиц — от 20 до 30 БРВ (ранее — от 5 до 10). Увеличены штрафные санкции и в части 2 данной статьи. На граждан будут налагать штрафы от 20 до 30, а на должностных лиц — от 30 до 50 БРВ. В действующей пока норме они составляют, соответственно, от 7 до 10 и от 10 до 20 БРВ.
  • Статья 227-10 «Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств» дополнена санкцией за повторное совершение данного правонарушения в течение года после применения административного взыскания. Оно влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц — от 10 до 15 БРВ.
  • Согласно новой редакции части 1 статьи 227-19 «Несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Республики Узбекистан» установленные данной статьей санкции не будут применяться, если признаки преступления отсутствуют. А часть 2 предусматривает для должностных лиц наказание в виде штрафа с конфискацией товаров. Аналогичные изменения внесены в часть 1 статьи 227-22 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров».

Таможенные брокеры очень остро восприняли поправки в статью 227-22. При обсуждении проекта изменений в КоАО АТБ внесла предложения по исключению штрафных санкций за технические ошибки. Они были поддержаны УзЛиДеП. К сожалению, в КоАО они не нашли отражения.

Кроме того, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае, если должностные лица или работники субъекта предпринимательства либо граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, впервые совершившие правонарушение, добровольно устранили допущенные нарушения и (или) возместили причиненный материальный ущерб в 30-дневный срок с момента обнаружения правонарушения, за исключением случаев причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан (п. 11 ст. 271 КоАО). Эта норма теперь касается и распоряжения товарами и транспортными средствами:

  • в отношении которых таможенное оформление не завершено (ч. 5 ст. 227-8 КоАО);
  • помещенными под определенный таможенный режим, не соответствующий требованиям этого таможенного режима (ч. 3 ст. 227-18 КоАО).

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ И ЛЬГОТЫ

  • Для обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия отходов, образующихся после утраты потребительских свойств колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, предусматривается уплата утилизационного сбора (ст. ст. 1, 7 ЗРУ-584 от 14.11.2019 г., вступ. в силу 16.02.2020 г.).

Одним из госорганов, взимающих этот сбор при помещении указанных транспортных средств под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)» является Государственный таможенный комитет (ст. 23 Закона «Об отходах»).

Размеры нового таможенного сбора, виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также порядок его взимания, возврата и использования определяются законодательством.

  • Постановлением Президента «О дополнительных мерах по реализации проекта «Развитие создания цепочки добавленной стоимости в сфере животноводства» с участием Азиатского банка развития» (N ПП-4538 от 27.11.2019 г.) освобождены от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление), налога на добавленную стоимость и обязательных платежей в государственные целевые фонды товары (работы, услуги) и транспортные средства, приобретаемые за счет займа АБР в рамках реализации проекта.

Действие льгот распространяется также на товары (работы, услуги), закупаемые физическими и юридическими лицами за счет рефинансируемых средств в рамках проекта.

  • Теперь при экспорте кур домашних, а также свиного и куриного жиров не требуется получать соответствующие решения Президента или Правительства (УП-5881 от 22.11.2019 г.).

 

 

«ЕДИНОЕ ОКНО» ДЛЯ СНИЖЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ

 

С 1 февраля 2020 года устанавливается порядок, в соответствии с которым документы разрешительного характера и сертификаты, необходимые для осуществления экспортно-импортных операций, оформляются через таможенную информационную систему «Единое окно» (ПП-4525 от 20.11.2019 г.). При этом с ней интегрируются автоматизированные информационные системы (АИС) уполномоченных органов.

Размеры платежей, взыскиваемых за проведение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, фитосанитарного и экологического контроля, устанавливаются по согласованию с Министерством финансов в пределах затрат уполномоченных органов на выдачу соответствующего документа (подп. «а» п. 3 ПП-4525).

С 1 января 2020 года отменены требования по взиманию с субъектов предпринимательства платежей за оформление разрешений и сертификатов, необходимых для осуществления экспорта плодоовощной и текстильной продукции и изделий (за исключением хлопка) (п. 4 ПП-4525).

Агентству «Узстандарт», Минздраву, Госкомитету ветеринарии и развития животноводства, Госкомитету по экологии и охране окружающей среды, Инспекции «Уздавкарантин» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 февраля 2020 года поручено внедрить системы анализа рисков в АИС уполномоченных органов и на платформе «Единое окно». Это позволит проводить выборочный санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, фитосанитарный и экологический контроль и оценку соответствия, а также создать возможность оплаты данных услуг в электронной форме с переводом договоров в форму оферты (п. 9 ПП-4525).

Министерству транспорта, ГТК, АО «Узбекистон темир йуллари», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Минюсту необходимо до 1 апреля текущего года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами завершить перевод в электронную форму процессов и платежей за оформление разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования РУз (п. 10 ПП-4525).

ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ ОТВЕЧАЕТ

Ассоциация эффективно взаимодействует с ГТК для решения в партнерском формате проблем, волнующих членов АТБ и участников ВЭД. В последнее время особенно остро стоит вопрос применения системы управления рисками (СУР). Зачастую сотрудники таможенных постов считают команды СУР, направленные на проверку таможенной стоимости, запрещающими и не принимают заявленную стоимость, требуя изменить метод ее определения.

АТБ по этому поводу направило в таможенное ведомство письмо, на которое получило подробный ответ о порядке работы с профилями риска. Заместитель председателя АТБ ознакомил участников семинара с его содержанием.

  1. Выдаваемые СУР сообщения направляют сотрудника более детально изучить представленный к оформлению товар на предмет определения таможенной стоимости согласно действующему законодательству.
  2. Установленные профили рисков, направленные на проверку таможенной стоимости товаров, выдают инспекторам сообщение по выявленным рискам и о необходимых мерах по их минимизации. То есть система не запрещает таможенного оформления, а лишь предлагает сотруднику продолжить таможенный контроль.
  3. В соответствии с этим требованием таможенная стоимость может быть определена по методу 1 только в том случае, если все ее элементы отражены в ДТС, подтверждены соответствующими документами, указанными в Перечне (прил. N 3 к Инструкции, рег. МЮ N 2868 от 14.03.2017 г.).
  4. Статьей 319 ТК установлено, что таможенный орган вправе не согласиться с выбором метода определения таможенной стоимости товара и предложить декларанту или таможенному брокеру определить ее с использованием другого метода в случаях:
  • отсутствия документов и сведений, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом или таможенным брокером таможенной стоимости товара;
  • непредставления декларантом или таможенным брокером необходимых дополнительных документов, запрошенных таможенным органом для определения таможенной стоимости товара;
  • обнаружения признаков того, что представленные декларантом или таможенным брокером документы и сведения не являются достоверными.

Вопрос определения таможенной стоимости является краеугольным в таможенном деле, поэтому Государственный таможенный комитет выразил готовность к участию в заседании круглого стола по обозначенной тематике с участием субъектов ВЭД, таможенных брокеров, специалистов по таможенному оформлению, ответственных сотрудников ГТК и других заинтересованных министерств и ведомств с целью выработки конкретных мер и действий.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спецкор.

«Налоговые и таможенные вести» N 2 от 14 января 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *