1 августа 2016 года Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан проведен круглый стол по вопросам применения Таможенного кодекса Республики Узбекистан

Доклад директора Ассоциации таможенных брокеров на состоявшемся мероприятии:

Таможенный кодекс Республики Узбекистан, вступивший  в силу 21 апреля 2016 года, является емким, практически объемлющим все вопросы взаимодействия таможни и бизнеса, документом прямого действия.

За то короткое время, прошедшее со дня вступления Кодекса силу, практика показала, что Кодекс в целом является понятным и однозначно применяемым документом, во многом облегчающим процедуры таможенного оформления для субъектов ВЭД и таможенных брокеров.

Однако в некоторых случаях возникают неясности, для устранения которых, возможно необходимо уточнить или разъяснить нормы Кодекса.

  1. Так, к примеру, статья 32 Кодекса («Таможенный режим реэкспорта») содержит упрощающую норму: «Реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом переработки на таможенной территории, осуществляется без получения разрешения на помещение товара под таможенный режим реэкспорта». Вполне логичным было бы распространить данную норму и на реэкспорт товаров, находящихся в режиме временного ввоза, хотя бы для ограниченной категории товаров (передвижные цирки, зверинцы и т.п.).
    Аналогичную норму содержит и статья 58 Кодекса («Таможенный режим реимпорта»): «Реимпорт товара, находящегося под таможенным режимом переработки вне таможенной территории, осуществляется без получения разрешения на помещение товара под таможенный режим реимпорта». Так же целесообразно распространить  данную норму и на реимпорт товаров, находящихся в режиме временного вывоза, для той же упомянутой выше категории товаров.
  2. Касательно режима переработки вне (на) таможенной территории:
    —  статья 70 Кодекса («Таможенный режим переработки на таможенной территории») определяет: «Таможенный режим переработки на таможенной территории — режим, при котором товар ввозится на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки». В отличие от статьи 42 Кодекса («Таможенный режим переработки вне таможенной территории») статья 70 Кодекса не содержит требования к статусу товара, ввозимого в целях переработки. В то же время по контексту  части третьей статьи 70 Кодекса («При совершении операций по переработке товаров на таможенной территории иностранных товаров допускается использование товаров Узбекистана, в том числе приобретенных иностранным лицом без помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории») товары Узбекистана используются исключительно при переработке иностранных товаров и не подлежат помещению в режим переработка на таможенной территории. Исходя из приведенных соображений должно быть разъяснено, что таможенный режим переработки на таможенной территории — режим, при котором иностранный  товар ввозится на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки.
    — в части второй статьи 72 Кодекса указано: «В случае изменения условий контракта (договора, соглашения) или параметров технико-экономического обоснования процесса переработки, должно быть подано новое заявление о выдаче разрешения на переработку товара на таможенной территории».  Аналогичную норму содержит и статья 44 Кодекса:» В случае изменения условий контракта (договора, соглашения) или параметров технико-экономического обоснования процесса переработки должно быть подано новое заявление о выдаче разрешения на переработку товара вне таможенной территории». Нормы сами по себе понятные и полезные. Однако, в соответствии с требованиями законодательства (подзаконных актов), в контракте на осуществление услуг по переработке товаров указываются не только значимые для валютного и таможенного контроля данные – стоимость услуг по переработке, нормы выхода продуктов переработки, номенклатура и количество иностранных и отечественных товаров, но и такие сведения, как – стоимость давальческого сырья (товаров для переработки) и стоимость продукта переработки, которые не являются объектами валютного контроля (оплата производится только по стоимости услуг по переработке). Как показывает практика, стоимость товаров для переработки изменяется чаще, чем стоимость услуг по переработке товаров, и спрогнозировать – какова будет стоимость сырья для переработки и, соответственно, стоимость продукта переработки на двухлетний период не представляется возможным, в отличие от стоимости услуг, выраженной в твердой валюте. К тому же, упомянутые выше стоимостные параметры товаров для переработки и продуктов переработки влияют только на определение таможенной стоимости продукта переработки с целью взимания таможенных сборов  и ведения таможенной статистики и могут быть достоверно определены на основании товаросопроводительных документов, договоров перевозки и т.п. Таким образом, в целях упрощения осуществления таможенных процедур, целесообразно исключить из требований к контрактам на осуществление переработки товаров (предоставления услуг по переработке товаров) требования об указании стоимости товаров для переработки и продукта переработки.
  3. Касательно документов, необходимых для получения разрешения на переработку товара вне (на) таможенной территории:
    — согласно статьи 134 Кодекса «для получения разрешения на переработку товара вне (на) таможенной территории … товара уполномоченное лицо представляет в таможенный орган, в зоне деятельности которого находится товар, следующие документы:
    1) переработка вне таможенной территории:
    заявление о выдаче разрешения;
    технико-экономическое обоснование (расчеты), содержащее сведения о технологическом процессе переработки, а также заключения уполномоченных органов и (или) компетентных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки для установления нормы выхода продуктов переработки;
    копия контракта (договора, соглашения), на основании которого осуществляется переработка, или контракта (договора, соглашения) на вывоз товара для переработки и на ввоз продуктов переработки;
    2) переработка на таможенной территории:
    заявление о выдаче разрешения;
    технико-экономическое обоснование (расчеты), содержащее сведения о технологическом процессе переработки, а также заключения уполномоченных органов и (или) компетентных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки для установления нормы выхода продуктов переработки;
    копия контракта (договора, соглашения), на основании которого осуществляется переработка, или контракта (договора, соглашения) на ввоз товара для переработки и на вывоз продуктов переработки»
    Особый случай применения режимов переработки вне (на) таможенной территории представляет собой ремонт товара. При ремонте, очевидно, что количество товара для переработки будет соответствовать количеству продукта переработки. Таким образом, при помещении товаров в режимы переработки вне (на) таможенной территории с целью осуществления ремонта необходимо предусмотреть исключение предоставления  заключения уполномоченных органов и (или) компетентных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки для установления нормы выхода продуктов переработки.
    Так же хотелось бы обратить внимание на то, что статья 134 Кодекса дает право уполномоченному лицу получить разрешение на переработку товаров не только при наличии контракта (договора, соглашения) на оказание услуг по переработке для иностранного лица (заказчика переработки), но и при наличии двух контрактов (договоров, соглашений), к примеру, применительно к режиму переработка на таможенной территории, одного — на ввоз  (покупку) товаров для переработки, другого – на вывоз (продажу) готовой продукции.  В последнем случае контракты (договора, соглашения) будут внесены в ЕАИСВО с символами импортного и экспортного контрактов соответственно. Однако ввоз товаров будет осуществляться в режиме переработка на таможенной территории, а вывоз — в режиме реэкспорта, в отличие от других контрактов на ввоз и вывоз товаров, которые обычно помещаются в режимы выпуск для свободного обращения или экспорт соответственно. Таким образом, в разрабатываемых подзаконных актах необходимо предусмотреть процедуру мониторинга таких контрактов.

 

2 комментария на «“1 августа 2016 года Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан проведен круглый стол по вопросам применения Таможенного кодекса Республики Узбекистан”»

  1. Рыльцев Александр:

    По поводу реэкспорта мое мнение такое. В Узбекистане проводится либерализация вэд и устранение излишних барьеров ну и далее по тесту….. Вот в связи с этим следует убрать следующие барьеры:
    1. Товары, не заявленные в режим ИМ 40 (свободное обращение), не являются товарами Узбекистана, и находятся под таможенным контролем, до заявления в режим ИМ 40. Исходя из того, что это не товар Узбекистана, разрешение на реэкспорт вообще считаю лишним, так как эти товары не принадлежат Узбекистану, и давать или не давать разрешение на возврат собственнику товара, не принадлежащего Узбекистану это нонсенс.Поэтому разрешение как таковое следует оставить только для реэкспорта после ИМ 40, либо в иных случаях (если таковые есть) когда требуется возврат платежей, а не только для цирков и т.п.
    2. По поводу переработки на таможенной территории, изменение условий контракта КОТОРЫЕ НЕ ПОВЛИЯЛИ НА СТОИМОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ должны быть освобождены от подачи нового заявления на переработку. В принципе в вашем докладе я думаю к этому и подводилось, но по моему как то завуалировано.
    3. И по поводу мониторинга импортных и экспортных контрактов именно по переработке. Пока на интуитивном уровне, но считаю это лишним, так как любой дополнительный контроль, это своего рода барьер. см начало.

Добавить комментарий для Рыльцев Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *